)
(1900–1955), французский художник, представитель сюрреализма.
Родился в Париже 5 января 1900 в семье служащего военно-морского
министерства. Значительную часть детства провел в Бретани; пустынные
береговые ландшафты этого края навсегда вошли в его творческую память. В
1918–1920 плавал матросом на торговых суднах, затем служил в армии – в
Люневилле (Лотарингия; там он сдружился с поэтом Ж.Превером) и в
африканском корпусе в Тунисе. Вернувшись в Париж (1922), вел рассеянный
образ жизни, перебиваясь случайными заработками.
Дальнейшую судьбу Танги определило полотно
Дж.де Кирико, которое он случайно увидел в витрине одной из парижских
галерей (1923). Будучи самоучкой, сперва просто рисовал в кафе – в манере,
близкой романтическому экспрессионизму парижской школы. В 1925 примкнул к
движению сюрреалистов, активно участвуя во всех их выставках. Создавал
дадаистские коллажи и «автоматические» рисунки, стремясь выразить
импульсивный поток сознания. К концу 1920-х годов нашел свою коронную тему
– причудливый пейзаж-«галлюцинацию» с зыбкими пространствами моря или
пустыни, заполненными предметной фантастикой биоморфно-геологического
рода. Круг этих мотивов окончательно закрепился после путешествия
художника по Северной Африке (1930). В колорите картин достаточно мелкие,
динамичные и контрастные цветовые пятна (Шторм, 1926, Музей
искусств, Филадельфия) сменились со временем более плавной манерой письма
(Дворец высокого мыса, 1930, Музей Пегги Гуггенхейм, Венеция;
Медлительный день, 1937, Национальный музей современного искусства,
Париж; Мебель времени, 1939, Музей современного искусства,
Нью-Йорк).
Приехав незадолго до начала Первой мировой
войны в Нью-Йорк, женился на американской художнице-сюрреалистке К.Сейдж
(1939) и в 1942 обосновался в Уотербери (шт. Коннектикут). Добившись
значительного коммерческого успеха при поддержке галереи П.Матисса,
по-прежнему писал свои пейзажи-видения – обычно в сдержанных
серовато-голубых гаммах, но с вкраплением тревожных красочных диссонансов
(Дворец на оконных скалах, 1942, Национальный музей современного
искусства, Париж; Умножение радуг, 1954, Музей современного
искусства, Нью-Йорк).
Умер Танги в Уотербери 15 января 1955.