МИРО, ХОАН
(Miro,
Joan) (1893–1983), испанский художник, родился 20 апреля 1893
в Барселоне.
Учился в
Барселоне: в 1907–1910 в Высшей школе изящных искусств Сан Хорхе, а в 1912
– в Художественной школе Гали. В 1919 Миро приехал в Париж, где примкнул к
дадаистам. В 1924 подписал первый Манифест сюрреалистов вместе с
А.Бретоном, П.Элюаром и др., а в 1925 экспонировал свои работы совместно с
сюрреалистами на их первой выставке. Вскоре, по словам критика Бернара
Дориваля, его стали считать «лучшим и, наверное, единственным
по-настоящему большим художником этой группы». В 1940, после падения
Парижа, он вернулся в Испанию, но вскоре переехал в Пальму на о.Майорка. В
1944 Миро в первый раз посетил Соединенные Штаты, где испытал сильное
влияние американского абстрактного искусства. В 1958 Интернациональный
художественный фонд Гуггенхейма присудил ему гран-при в размере 10 000
долларов за два больших настенных панно – День и Ночь для
здания ЮНЕСКО в Париже.
Художественный критик Джеймс Джонсон Суини
назвал в качестве основных характерных черт творчества Миро радость,
солнечный свет, здоровье, цвет, юмор и ритм. Комбинируя абстрактные и
частично узнаваемые формы, он черпает вдохновение в воспоминаниях, снах и
фантазии. Богатство воображения и спонтанность творчества характерны для
таких работ художника, как Ферма (1922, Гавана, коллекция Хемингуэя),
Собака, лающая на Луну (1926, Филадельфия, Музей искусств);
Женщина и воздушный змей среди созвездий (1939, Нью-Йорк, коллекция
Хелм).
Миро известен также своими книжными
иллюстрациями, гравюрами, гобеленами, расписной керамикой и эскизами
балетных постановок.
Умер Миро в Пальме на Майорке 25 декабря
1983.
|