ЭРНСТ,
МАКС (Ernst, Max) (1891–1976), немецкий, французский и американский
живописец и скульптор, основатель дадаизма, один из ведущих сюрреалистов и
создателей техники коллажа.
Макс Эрнст родился в городке Брюль в Германии 2 апреля 1891. В 1908–1914
параллельно с занятиями живописью и литературой изучал философию,
психологию и историю искусства в Боннском университете. В 1919 в Кёльне
участвовал в создании группы дадаистов – приверженцев движения, возникшего
тремя годами ранее в Цюрихе среди художников, писателей и критиков,
разочарованных войной и стремящихся опровергнуть установленные
общественные, моральные и художественные ценности.
В том же 1919 художник создал свои первые коллажи. Для них он брал гравюры
из научных изданий и старых каталогов, рекламные проспекты и плакаты,
страницы популярных романов и т.п. Сюжет, изъятый из своего контекста и
перенесенный в абсурдное окружение, превращался в сюрреалистический образ.
Эрнст делал целые серии таких работ, например «роман в коллаже»
Стобезголовая женщина (1929), состоящий из 149 композиций.
В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны. В
1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и
поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве,
стремившееся передавать реальность подсознательного посредством
«автоматизма» или техники свободных ассоциаций. В поисках техники, которая
была бы более зависима от случая, чем коллаж, Эрнст изобрел фроттаж –
перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности.
Например, лист помещался на необструганное дерево и протирался грифелем
или углем; в результате на нем получалось изображение, напоминающее
какую-либо узнаваемую форму, Эрнст дорисовывал его краской. Художник
использовал и другие автоматические техники, например, брызгал краской на
полотно или клал две только что написанные картины одну на другую и
получал новые неожиданные рисунки на обоих холстах. Часто эти мотивы
перерабатывались в какой-нибудь первобытный пейзаж с фактурой,
напоминающей растительные формы, клубки переплетенных корней, лаву или
стоячую воду. Художник населял такие пейзажи причудливыми существами,
напоминающими дриад, морских коньков и насекомых.
В 1941 Макс Эрнст приехал в США и сначала поселился в Нью-Йорке, а затем в
Аризоне. В 1951 он создал серию миниатюрных пейзажей Аризоны, некоторые из
них были размером с почтовую марку; он назвал их «картинами-микробами».
В 1951 художник вернулся в Париж, где в 1959 Музей современного искусства
организовал ретроспективную выставку его работ. Такие же выставки прошли и
в Нью-Йорке: в Музее современного искусства (1961), в Еврейском музее
(1966) и в музее Соломона Гуггенхейма (1975). В 1948 вышла его книга За
пределами живописи.
Умер Макс Эрнст в Париже 1 апреля 1976.
|