ДЮШАН,
МАРСЕЛЬ
(Duchamp, Marcel)
(1887–1968), французский художник, крупнейший представитель дадаизма и
сюрреализма и один из величайших новаторов в искусстве 20 в.
Родился 28
июля 1887 близ Руана в Нормандии в семье художника; учился в Академии
Жюлиана в Париже. В 1910–1911 увлекся физикой и математикой;
тогда же Дюшан вместе со своими братьями, художником Гастоном (известным
под именем Жак Вийон) и скульптором Раймоном Дюшан-Вийоном, и другими
молодыми художниками организовал «Салон золотого сечения». Целью этого
художественного объединения было исследование идеальных пропорций и
золотого сечения, а также математических основ искусства в целом.
В ранний период творчества Марсель Дюшан
под влиянием живописи Поля Сезанна и Анри Матисса писал очень яркие и
смелые по цветовому решению полотна. В 1912, экспериментируя с формами и
цветами, художник создал одно из самых противоречивых своих произведений,
Обнаженная, спускающаяся с лестницы, где движение передано при
помощи следующих одна за другой пересекающихся плоскостей. Картину не
приняли на Салоне независимых 1912, и тогда Дюшан отправил ее на
Армори-шоу 1913 в Нью-Йорк, где один критик язвительно назвал ее «взрывом
на макаронной фабрике». Сам автор объяснял концепцию картины как «организацию
кинетических элементов, передачу времени и пространства через абстрактное
изображение движения». Уже в 1913, когда проходило Армори-шоу,
двадцатипятилетний Дюшан почувствовал, что исчерпал возможности станковой
живописи. В результате возникла концепция изделия «ready-made» (редимейдов)
– готового продукта (термин возник из торговой рекламы), прославившая
Марселя Дюшана, которая состояла в том, что любой обычный предмет,
выбранный из своей среды или группы предметов, подписанный и выставленный
художником, может быть назван произведением искусства. «Готовые продукты»
Дюшана – скребок для снега, вешалка для шляп, сушка для бутылок и
велосипедное колесо – были вызовом тому, что он считал напыщенным и пустым
традиционным искусством.
Наиболее
монументальным из них была стеклянная конструкция Невеста, раздетая
своими собственными холостяками, иногда называемая также Большое
стекло (1915–1923). Эта композиция, которая считается одним из лучших
произведений Дюшана, – сложная и мастерски исполненная шутка: несколько «холостяков»,
помещенных в нижней части, «домогаются «невесты», представленной наверху.
Среди самых скандальных выходок Дюшана, направленных против общественного
мнения и искусства вообще, – нарисованные на репродукции Моны Лизы усы и
борода. На нью-йоркской Выставке независимых в 1917 художник представил
писсуар под названием «Фонтан». Ироничное название этого объекта придавало
ему статус «произведения искусства».
В 1923 Дюшан решил отказаться от занятий
искусством, объявив, что оно подпало под влияние бизнесменов и, что еще
хуже, принято средним классом. В 1920-е – 1940-е годы он организовал
несколько выставок современного искусства. Его «постановки»
сюрреалистических выставок 1942 и 1947, в которых должны были участвовать
зрители, предвосхитили не только хэппенинги 1950-х и 1960-х годов, но и
концепцию современного искусства, согласно которой зритель играет в
создании произведения столь же активную роль, как и художник.
С возникновением в 1960-х искусства
поп-арта слава Дюшана возросла; прошли две большие ретроспективные
выставки (1966 – Лондон, галерея Тэйт;
1973–1974 – Нью-Йорк, Музей современного искусства). Пожалуй, лучшее
выражение идеи Дюшана нашли в его разрозненных заметках, изданных в 1934
под названием Зеленый ящик.
Умер Дюшан в
Нейи во Франции 1 октября 1968.
|